Как сделать к нашей игре костюм  

Данная статья предназначена исключительно для моделирования костюмов на ролевой игре «Девоншир, и поэтому, хотя и содержит вполне реалистичные сведения о костюмах рубежа XIX-XX вв., не является адекватной в историческом плане.

Итак, костюмы рубежа веков внешне кажутся очень сложными и практически неосуществимыми в полигонной практике – и, тем не менее, это совсем не так. Если точнее – да, они очень сложны, и пошив настоящего костюма того времени отнимает много сил и, что немаловажно, ткани :)
Именно поэтому, мы предлагаем тот вариант моделирования, который успокоит и требовательную душу историка, и нежную душу ролевика :)

Наши основные пожелания к костюмам таковы:

Женский костюм – должен включать в себя: нижнюю юбку, юбку с турнюром, приталенный верх, шляпку и перчатки

Мужской костюм – должен включать в себя брюки или брижди, рубашку, жилет и пиджак и свитер (или свитер отдельно), а также головной убор (шляпу, котелок, цилиндр, кепку)

Некоторые слова здесь могут показаться странными или, даже незнакомыми – поэтому позволим себе небольшой экскурс в реальную историю костюма того времени.
Не пугайтесь, я готова поспорить, что даже те из вас, кто шили, в лучшем случае, фартук на трудах в школе, сумеют сшить идеальный аналог костюма этого времени.

Поскольку данную статью пишу я, Рута, то начнём мы с того, что мне знакомо изнутри – с женского костюма :-)

История и реалии
Итак, дамское одеяние, конечно, начиналось в это время, с белья. Бельё состояло либо из двух, либо из трёх предметов: панталоны, нижняя рубашка без рукавов (или с короткими рукавчиками) и корсет. Часто панталоны и нижняя рубашка были объединены воедино и представляли собой этакий бельевой комбинезон, поверх которого надевался корсет. Жёсткая конструкция корсета (а в это время он был таков, что не сдавливал, но приподнимал грудь, туго затягивал талию и оставлял пышными бёдра) (картинка), необходима была, прежде всего, для идеальной посадки верхней части костюма (я зову его спенсером, по аналогии с более ранними германско-австрийскими аналогами), но, в принципе, можно обозвать его и жакетом, потому что в современной жизни мы именно так называем приталенный верх женской одежды. Итак, косточки (или жёсткое основание) часто помещались не только в корсет, но и в жакет, для того, чтобы ещё сильнее сковать даму этими одежными условностями :) На деле, красота иногда требует жертв, поэтому, если у вас есть корсет – то я рекомендую по меньшей мере взять его с собой. Ибо, как показывает опыт, ничто не делает даму столь по-английски сдержанной и утончённой (простите за каламбур :)) как корсет. Если же вам лень утягиваться с утра в это чудо пыточных технологий (ужя то знаю!), то, в принципе, подойдёт и просто плотный верх, который бы имитировал утянутось.
Итак, от белья перейдём к нижней юбке. Я готова петь оды нижним юбкам – поэтому остановлюсь на ней поподробнее. Что же такое, эта нижняя юбка и для чего она нужна? Для меня, эстета, нижняя юбка – это не только удобство, это ещё и белые кружавчики, или воланы, это колыхание при неспешном шаге и прекрасная плавная походка. Обратитесь к любой швее, любому мастеру по пошиву – и он вам скажет: нижняя юбка – это то, что помогает скрыть как несовершенство фигуры – так и несовершенство любого кроя и конструкций, которые находятся под нижней юбкой – в нашем случае, это турнюр.
Итак, обратимся поподробнее к турнюру. Во время викторианской Англии этому предмету пришлось претерпеть смерть и несколько рождений, а также множество модификаций и изменений. Мы предлагаем вам сшить самый простой из вариантов – о чём ниже. Итак, фактически, турнюр – это то, что, простите милые дамы, увеличивает ваш зад :) Причём, эффектно преображая вашу стать и движения. Говорю я об этом не голословно – в этом году мне пришлось носить турнюр немало, и это, поверьте, вызывало немало комплиментов и восхищения. Турнюр при этом приподнимает юбки сзади и обеспечивает, если так можно сказать, некоторый «занос», что также помогает обрести необходимую плавность движений. Дамские турнюры, в общем, существуют двух конструкций – это нечто вроде подушки, прикрепляющейся к поясу или же полужёсткая конструкция на костях – фактически, усиленный сзади кринолин, усечённый до полукруглого.
Вот картинки, представляющие две разновидности турнюра:
Картинка (турнюр на костях)
Картинка (турнюр-подушка)

Ниже будет сказано, как проще шить турнюр на нашу игру – не заморачиваясь, но при этом обретая нужный силуэт.
Ещё раз, почему же нам нужен турнюр: это вопрос объединения идеологии и стереотипов. Турнюр практически исчезает уже в 1893 году (это последний год турнюров в модных журналах), однако на нашей игре (1896-1900) мы продолжаем его использовать. Идеология проста: турнюр – отличительная особенность большой части викторианского времени – а если обратиться к стереотипам, то, можно сказать, одна из основных особенностей.

Итак, обратимся к тому, что надевалось поверх: это, прежде всего, юбка. Юбка должна быть такой, чтобы образовывала А-образный силуэт спереди и была пышной сзади (о том, как сшить такую юбку – ниже) Поверх юбки часто надевалось нечто вроде накидки, образующей дополнительную пышность сзади и плавную складку спереди, часто, такой эффект достигался за счёт удлинения фалд жакета. (Картинка) Как мне кажется, такой силуэт берёт началу у юбок 17 века, которые, фактически, являли собою ещё одну юбку, которая надевалась поверх основной, и была существенно приподнята по бокам. (картинка)
Зачастую, такая вторая юбка представляла собою, фактически, ткань, пришитую поверх юбки, зашитую в складки, буфы и напуски;, иногда она спускалась ниже уровня пола, образуя шлейф. (картинка)
Ну и, наконец, обратимся к жакету. Его основная особенность – приталенность. Талия могла чуть-чуть опускаться и подниматься – но всегда присутствовала в костюме. Кроме того, в повседневном костюме вырез жакета никогда не был глубоким – чаще всего под горло или же жакет был со стоечкой (небольшой). При этом жакет нередко декорируется и шьётся так, что изображает наличие нескольких слоёв (полу распахнутого жакета и чег-то ещё под ним) (картинка)
Итак, нам остаются шляпки и перчатки.
Шляпки могут быть совершенно разнообразными – и вот вам несколько вариантов изготовления шляпок: (картинки)
Перчатки, так же, мы приемлем любые. И помните, дама без шляпки и перчаток – отвратительно воспитана или сумасшедшая.

Теперь обратимся к тому, как это всё шить.
Как я ни ратую за историчное бельё, в данном случае готова согласиться: оно не принципиально. Конечно, наличие корсета вам может помочь с силуэтом – но не является обязательным. Поэтому начнём с турнюра. В идеале для нашей игры турнюр представляет собою ПЛОТНО набитую подушку в виде полумесяца, к которой пришиты !не тонкие! завязки (тонкие будут врезаться в тело). Мои турнюры украшены воланами и кружевами – но это, поверьте, уже не столь функционально, скорее, для красоты :) Турнюр крепится завязками достаточно высоко на талии (в идеале он должен «лежать» на попе практически горизонтально).
Покрой нижней юбки и верхней – практически идентичный (разве что верхняя юбка должна быть совсем чуть-чуть пошире, чтобы нормально надеваться на нижнюю). Основа этой юбки – пятиклинка: первый клин (передний клин) строится от косточки на бедре до косточки на другом бедре, причём, на этом клине есть две вытачки, как на обычной юбке. Другие два клина – боковые – фактически, от косточки на бедре, до проекции этой косточки на заднюю часть. И следующие два клина – задние. Для этих клиньев нужно учесть большой припуск вверху – для того, чтобы уместить турнюр (фактически, эти два клина я шью из всей оставшейся ткани – как минимум каждый из задних клиньев вверху практически в два раза шире переднего). Итак, собрав первые три клина, вы присбориваете по верху два задних клина (тогда они образуют припуск на турнюр, этакое свободное пространство, под которым он и будет находиться). Всё это вшивается в пояс, который (в моём случае) застёгивается на пуговицу.
Сложно пишется – но на деле гораздо проще, надеюсь, картинки помогут. (каритнка)
Итак, верхняя юбка шьётся практически идентично. Любые огрехи в покрое помогает скрыть та самая «накидка» на юбку, или иначе – волан, который надевается отдельно или же пришивается к юбке. (каритнка)
Под жакет можно приспособить практически любой современный жакет, убрав с него «знамения» нашего времени: замки, пластиковые застёжки и т.д. Также в качестве «верха» можно использовать современные приталенные блузки, но в таком случае позаботьтесь
Теперь об отделке.
Юбку можно украсить двумя-тремя контрастными полосками (по всей длине юбки) на длине 20-40 см от края. Также можно использовать оборки на этой же длине.
С жакетом всё куда как более разнообразно: вы можете изобразить двуслойность жакета (якобы жакет надет ещё на что-то), сымитировав это использованием спереди врезки из другой ткани (картинка)
Можете, также, обшить края жакета и обшлага рукавов другой тканью или бейкой, использовать для украшения воротника (или воротника-стойки) кусочки бархата или меха.
Можно использовать также шнуровку (или фельш-шнуровку), различные кружева.
Не забывайте, что играть мы будем в начале мая, поэтому выбирайте плотные ткани, избегайте глубоких вырезов и открытых плеч.
И последнее – аксессуары: без перчаток и шляпки ни одна уважающая себя дама е выйдет а улицу. Перчатки можно купить за 20-30 рублей на любом рынке (из стрейтч-бархата), а для создания антуражных шляпок можно использовать как летние соломенные шляпки, украсив их лентами, искусственными цветами, кружевом, перьями, так и демисезонные, более плотные, также приблизив их по антуражу. Можно также использовать шляпки-таблетки, фетровые шляпы и т.д. Хорошо при этом выглядит пришитая вуаль (в цвет шляпки или основной цвет костюма)
Наиболее простой вариант шляпки представляет собою «блин» или иную конструкцию из фетра или очень плотного дублерина, обшитого тканью, а также украшенную контрастной тканью, лентами и т.д., которая крепится на завязках или шпильках. При этом завязки я рекомендую пришить к любой шляпке – нельзя исключать, что ветер будет сносить лёгкую конструкцию с головы.
Кроме того, всем дамам мы рекомендуем взять с собою пальто классического покроя, шали и пледы – тёплые вещи такого вида на нашей игре весьма уместны, и, при этом, мы считаем, что шерстяное – никогда не бывает лишним :)
Также очень актуальны для всех дам, кроме тех, которые вообще не заняты работой по дому, белоснежные фартуки и фартучки – с кружевами, удобными накладными карманами или же самые простые – кусок белой ткани с завязками :)
Мужской костюм:
Чуть-чуть о рубеже веков
Итак, мужской костюм того времени представляет собой по покрою, фактически, современный костюм. Единственное отличие составляет покрой некоторых видов рубашек (картинка) и некоторых видов пиджаков (визитка), сюртук).
Рубашки, наряду с обычными, теми, которые мы привыкли видеть а современных мужчинах, были с небольшой стоечкой (чаще всего использовались рабочими мужчинами, входили в повседневный костюм), а также, иногда, были не прямыми по покрою – а шились на кокетке, мелко присборенными по спине и по груди. В этом случае нередко были без передней застёжки, и надевались через голову. Кроме того, воротники рубашек в то время были нередко сильно скругленными на концах, а при наличии острых углов часто приподнимались (не закладываясь), сходясь на шее. Такие рубашки с приподнятым воротником нередко носились с шейными платками, завязанными на широкий узел, или с галстуками.
Наряду с обычными штанами актуальны также в то время бриджи в сочетании с плотными чулками.
Как сделать?
Итак, начнём с ткани. В верхней одежде избегайте использовать блестящую ткань, а также синтетические ткани. Идеальным вариантом для пиджака и брюк (бриджей) являются твид, шерсть, костюмные неблестящие ткани.
Большинство пиджаков можно найти у старших родственников в запасниках, а также в секонд-хендах. Напоминаем: шитьё мужского костюма (именно шитьё, с самого начала) дело непростое и мы рекомендуем, если уж шить, то поручить это дело только опытным портным, а лучше – использовать подручные средства: уже имеющиеся пиджаки и брюки. Пиджаки лучше использовать однобортные – если я правильно понимаю, двубортные пиджаки в то время были либо форменными (двубортные я видела только профессиональные одежды), либо использовались на охоте, при активном отдыхе.
Для изготовления модного пиджака «визитки», фактически, необходимо обрезать (плавно скруглив) обычный пиджак от линии чуть выше пупка до бокового шва. Таким образом приоткрывается жилетка, чаще всего либо выполненная тон-в-тон пиджаку, либо из очень контрастной ткани. Также, как и в женском костюме, пиджак рекомендуется обшить по краю (бейкой или контрастной тканью) на 3-4 мм, возможно чуть больше (для примера можно посмотреть на Фандорина в концовке фильма «Турецкий гамбит» в сцене прощания с Варей). Сюртук того времени идеально похож на современный, но стоит внимательно отнестись к ткани сюртука – опять же, желательно использовать ткань без современного блеска.
Для особых эстетов рекомендуем нашить кожаные или замшевые заплатки на локти, отделать этими же материалами воротник пиджака, обшлага рукавов, карманы.
В принципе, можно использовать любой шерстяной современный пиджак, поддев под него рубашку с поднятым воротником, а также контрастную жилетку.
Как уже говорилось, жилетка – это одна из основных составляющих мужского костюма. Совершенно современная жилетка вполне подойдёт – и этим всё сказано. Можно взять также очень «богатую» жилетку из парчовых ткаей, шёлка. Жилетка также может быть вязаной или из трикотажа. Также под пиджак допустимо надевать свитер с горлом (его можно носить и без пиджака), а также свитер с классическим V-образным вырезом.
Рубашки проще всего использовать более-менее современные, приподняв ворот и повязав поверх платок или галстук (как уже говорилось, завязав их очень крупным мягким узлом).
Штаны подходят обычные (конечно, не джинсы). Другой вариант – это бриджи (выше колена, по колено и чуть иже колена). Они просты в изготовлении: фактически, вы можете обрезать ваши НЕ УЗКИЕ штаны, а из остатков ткани выкроить обшлага бриджей, на которые крепится застёжка. Напоминаем – бриджи имеют разрезы по бокам, за счёт которых и обеспечивается возможность в них садиться :)
Ну и, наконец, почти половой признак джентльмена – головной убор. Здесь мы вас ограничиваем только здравым смыслом. Внимание! Здравый смысл подсказывает: ковбойские шляпы, сомбреро, а также фески, тюрбаны и некоторые другие головные уборы не подходят :)
Как и дамам, рекомендуем вам везти пальто классического покроя, а также различные плащи, драповые куртки с капюшоном (парки), пледы. Перчатки не обязательны – но очень украсят и дополнят образ джентльмена.
Из других аксессуаров, применимых как джентльменами, так и леди, для нашей игры мы можем особо отметить зонтики – как солнечные, так и вполне современные, от дождя :) Везите их обязательно (конечно, обратив внимание на расцветку).


Обсудить на форуме
На главную

Hosted by uCoz